Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физически, психически, интеллектуальны, культурно-этнически, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми
с ОВЗ и детьми-инвалидами:
- приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
- школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение, в том числе на дому;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагог-психолог и логопед;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Статья 79) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации предоставляются следующие специальные условия получения образования:
С 1 сентября 2016 года образование обучающихся с ОВЗ на начальном уровне осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся, имеющих данный статус, реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы - АООП, разрабатываемые образовательной организацией на основе Примерных АООП в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития ребёнка, его индивидуальных возможностей и потребностей и обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Основанием для организации специальных условий для обучающихся с ОВЗ и(или) инвалидов являются:
- заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК)
- заявление родителей (законных представителей) о предоставлении специальных условий образования (при предоставлении оригинала заключения ТПМПК в образовательную организацию
Когда необходимо заключение ТПМПК:
- Определение специальных условий обучения и воспитания
- Начало обучения на начальном уровне образования после 8 лет
- Изменение или уточнение образовательного маршрута
- Припереходе с одного уровня образования на другой (подтверждение ранее данных рекомендаций или изменение образовательного маршрута)
- Определение специальных условий при проведении ГИА
Члены ПМПК определяют, в какой помощи нуждается ребёнок, чем ему можно и нужно помочь.
В состав ПМПК входят председатель комиссии, педагог-психолог, психиатр, логопед, дефектолог.
Основными направлениями деятельности территориальной ПМПК являются:
— проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей их в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
— подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям медицинской, психологической, педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций.
Родители (законные представители) имеют право:
— присутствовать при обследовании ребенка, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
— получать информацию о своих правах и правах детей, консультативную помощь специалистов по вопросам обследования ребенка и оказания ему психолого-медико-педагогической помощи.
Обследование детей, консультирование и детей и их родителей (законных представителей) специалистами ПМПК осуществляется бесплатно.
Контингент обследуемых детей на ПМПК:
-дети, направленные консилиумом образовательных организаций;
-семьи с детьми, проживающие на данной территории, обратившиеся самостоятельно;
-дети, проживающие на данной территории, направленные МСЭ для определения вида, формы и условий получения образования.
Как записаться на обследование в ТПМПК
Обследование ПМПК осуществляется по предварительной записи при личном посещении, заполнении заявления и наличии полного пакета документов.